Psfine

Позитивная психология

Отношения мать-дитя » Метод «Цветовая социометрия»

Метод «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й — как второй;

5-й — как первый.

Подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания):

1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и помести фишку на красном квадрате.

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и помести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и помести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

Примечания:

• Не все квадраты могут быть заполнены.

• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Протокол

Фамилия, имя ребенка………………………

Возраст……………………………………… .

Отношения

Выбор цвета

Имя (кто обозначен)

Высказывания ребенка

Результат

К себе

Явно предпочтительные: 1 2 3 4

Предпочтительные: 1 2 3 4

Антипатии 1 2 3 4

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.