Этапы решения мыслительных задач
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[18]
Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного - начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания - формулируется познавательная проблема.
Второй этап решения задачи - выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача - информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза - первая проба согласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.
Третий этап решения задачи - проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Так, например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий. Следователь экстраполирует все возможные следствия из каждой версий на имеющиеся фактические данные, существенное значение при этом имеет воссоздающее воображение следователя – его способность образно представить динамику реально происходившего события, те его признаки, которые неизбежно должны отразиться в окружающей среде, способность следователя оценить и объяснить фрагменты явления в свете логики целого.
На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.[19]
Методика Спилбергера-Ханина « определение тревожности педагогов и
медработников»
Было проведено исследование реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина на педагогах и медработниках. В тестировании приняло участие 30 респондентов разного возраста.
ЦЕЛЬ: проверить действительно ли тревожность педагогов выше, чем у медработников, работающих с детьми.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имее ...
Приложения
Таблица №1
Протокол эксперимента
Ф.И. учащегося
Кол-во
повторов
лес
хлеб
окно
стул
вода
брат
конь
гриб
игла
мед
1
+
+
+
+
2
+
+
3
+
+
+
+
+
4
+
+
+
+
+
5
+
+ ...
Что нужно знать для работы с книгой
Предварительное ознакомление
Прежде чем читать книгу, никогда не вредно просмотреть ее. Общее представление о работе дает знакомство с выходными данными книги, аннотацией, оглавлением, предисловием. При необходимости можно обратиться к комментариям, списку литературы.
Виды чтения специальной литературы
В зависимости от задач, которые ...
