Этапы решения мыслительных задач
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[18]
Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного - начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания - формулируется познавательная проблема.
Второй этап решения задачи - выявление принципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявления определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями – гипотезами. Если задача - информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза - первая проба согласования ее элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.
Третий этап решения задачи - проверка выдвинутых следствий. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Так, например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий. Следователь экстраполирует все возможные следствия из каждой версий на имеющиеся фактические данные, существенное значение при этом имеет воссоздающее воображение следователя – его способность образно представить динамику реально происходившего события, те его признаки, которые неизбежно должны отразиться в окружающей среде, способность следователя оценить и объяснить фрагменты явления в свете логики целого.
На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта, решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.[19]
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 Результаты психологического обследования студентов ГПУ факультета физической культуры и спорта по методике САН
№ п/п
Функциональные состояния
Самочувствие
Активность
Настроение
1
6,0
4,9
5,7
2
5,7
4,2
5,9
3
6,4
5,4
6,8
4
6,4
5,8
6,3
5 ...
Основы произвольной саморегуляции
Под саморегуляцией произвольной активности человека, понимается
как
системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Она может проявляться в ос ...
Результаты тестирования
По результатам тестирования, которое я проводила на предприятии МУП «Ульяновскводоканал» я выявила, что:
По тесту № 1 (на надежность в качестве делового партнера)
Респонденты, которые принимали участие, набрали 26 и более баллов, то есть это люди, для которых главная деталь автомобиля – запасное колесо. Для них не существует непредви ...