Psfine

Позитивная психология

Материалы » Коррекция агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте » Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте

Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте
Страница 2

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной, так и в прямой формах.

Об агрессивности нельзя судить по ее внешним проявлениям. Надо выявить мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо для своевременной диагностики и для разработки коррекционных программ. Очевидно каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют:

· Желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);

· Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое достоинство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса»);

· стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);

· стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);

· стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

В большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторый из них агрессивные действия вообще не имеют какой–либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия этих детей проявляется в

1. в высокой частоте действий – в течении часа можно наблюдать не менее четырех актов причинения вреда, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2. в преобладании физического насилия;

3. в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль и страдание.

Эти признаки дают возможность выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей их число составляет 15-30 %

Страницы: 1 2 


Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в ...

Недобросовестные (манипулятивные) приемы ведения переговоров и противодействие им
Общее правило противодействия манипулятивным приемам включает в себя три основных компонента: 1.Распознать тактику партнера. 2.Открыто поставить о ней вопрос. 3.Обсудить ее (подвергнуть сомнению законность, правомерность, желательность). Сделав это, вы, скорее всего, сможете противостоять тактике недобросовестных участников перегово ...

Опиши друга
Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга. ...