Psfine

Позитивная психология

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время актуальность совладающего поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Совладающее поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизации и оптимального использования.

Стресс – один из самых распространенных видов аффекта. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Сегодня стресс относится к числу четырех ключевых понятий, которыми психологи описывают критические жизненные ситуации наряду с фрустрацией, конфликтом и кризисом. Причем привести к стрессу способны не только избыток раздражителей, но и их нехватка – монотонность, скука, изоляция.

Самообладание является той очень важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычайных, обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не позволить им нарушить организованный строй его психической жизни. Основное содержание этого свойства составляет работа двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия). С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы типа: не выгляжу ли я сейчас взволнованным; не слишком ли жестикулирую; не говорю ли я излишне тихо или, наоборот, громко, слишком быстро, сбивчиво; и т.п. Если самоконтроль фиксирует факт рассогласования, то этот результат является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Полученные в ходе исследования данные позволяют заключить, что типологические особенности вегетативного реагирования, являясь устойчивой личностной характеристикой, обусловливают специфику автономных и произвольных механизмов саморегуляции. Баланс вегетативной регуляции как источник функциональных резервов влияет на диапазон и гибкость адаптивных механизмов, определяя, в том числе, и репертуар совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Так, ваготоники, обладая большим запасом функциональных резервов и способностью к быстрому вовлечению высших корковых центров в произвольную саморегуляцию, демонстрируют гибкость стресс-совладающего поведения, способность к переключению на разные проблемно-ориентированные копинг-стратегии в соответствии с текущей ситуацией. Смещение вегетативного баланса в сторону симпатотонии сопровождается повышением напряжения высших регуляторных центров и мобилизацией функциональных ресурсов, что приводит к некоторой ригидности процессов саморегуляции и снижению запаса функциональных резервов. Такие особенности вегетативного реагирования существенно сужают диапазон продуктивных проблемно-ориентированных адаптивных стратегий поведения и, таким образом, обусловливают снижение адаптационных возможностей личности. У эйтоников снижение активности обоих отделов ВНС сопровождается расходованием функциональных резервов организма и усилением напряжения высших регуляторных центров, что приводит к некоторому снижению адаптивных возможностей и гибкости поведения в стрессовых ситуациях.

[1] Сибирская психология сегодня: Сб. научн. Трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.


Результаты опроса
Проанализируем данные анкет (Рис. 2. Количество учителей мужчин и количество учителей женщин) Вывод: В опросе участвовало 72 преподавателя. 67 из них – женщины, 5 – мужчины, следовательно, делаем вывод, что большинство учителей в школе – женщины. (Рис. 3. Возрастная характеристика преподавателей) Вывод: Самая большая возрастн ...

Система обучения глухонемых. Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать ...

Логический и механический способы запоминания у школьников
На рисунке 10 представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек и юношей. Рисунок 10 – Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек Из диаграммы видно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76 % девушек и у 64 % юношей). Преоблад ...